Функциональность интерпретатора Bash позволяет работать не только со статистическими данными, записанными в скриптах. Иногда возникает необходимость добавить сценарию интерактивности, позволяя принимать внешние параметры скрипта для манипуляции ими в коде.
В этой статье будет рассмотрено, как принимать аргументы командной строки bash, способы его обработки, проверка опций, а также известные особенности при работе с ними.
Параметры скрипта Bash
Интерпретатор Bash присваивает специальным переменным все параметры, введённые в командной строке. В их состав включено название сценария, выполняемого интерпретатором. Такие переменные называются ещё числовыми переменными, так как в их названии содержится число:
- $0 — название сценария;
- $1 — первый параметр;
- …
- $9 — девятый параметр сценария.
Ниже приведён пример использования одного параметра скрипта Bash:
Результат работы кода:
Переменная $1 может использоваться в коде точно так же, как и любая другая. Скрипт автоматически присваивает ей значение из параметра командой строки — пользователю не нужно делать это вручную.
Если необходимо ввести дополнительные параметры, их следует разделить в командной строке пробелами.
Пример работы кода:
Командный интерпретатор присвоил числа 5 и 10 соответствующим переменным — $1 и $2.
Также параметрами могут быть и текстовые строки. Однако, если есть необходимость передать параметр, содержащий пробел (например имя и фамилию), его нужно заключить в одинарные или двойные кавычки, так как по умолчанию пробел служит разделителем параметров командной строки:
Пример работы кода:
На заметку: кавычки, которые используются при передаче параметров, обозначают начало и конец данных и не являются их частью.
Если необходимо использовать больше 9 параметров для скрипта, то названия переменных немного изменятся. Начиная с десятой переменной, число, стоящее после знака $, необходимо заключать в квадратные скобки (без внутренних пробелов):
Пример работы кода:
Получение названия скрипта Bash
Как уже упоминалось, имя сценария является самым первым параметром скрипта. Чтобы определить название программы, используется переменная $0. Такая необходимость возникает, например, при написании скрипта, который может выполнять несколько функций. Однако при этом возникает одна особенность, которую нужно учитывать на практике:
Пример работы кода:
Как видно, если строкой, фактически переданной в переменную $0, является весь путь к сценарию, то на вывод будет идти весь путь, а не только название программы.
Если нужен скрипт, выполняющий различные функции с учётом того, под каким именем он был вызван из командной строки, придётся проделать дополнительную работу: удалить сведения о пути, который использовался для его вызова.
Для этого специально предусмотрена небольшая команда. Команда basename возвращает только название скрипта без абсолютного или относительного пути к нему:
Результат работы кода:
Проверка параметров скрипта
Передача параметров Bash вынуждает соблюдать осторожность. Если сценарий написан с применением параметров, но запускается без них, то возникнут проблемы в работе программы.
Если попробовать запустить написанный ранее скрипт test2 без аргументов, то перед выводом команд echo будет отображена ошибка:
Чтобы предотвращать подобные ситуации, необходимо действовать на упреждение — проверять аргументы скрипта на наличие значений. Это настоятельная рекомендация при использовании параметров в командной строке, и только после ревизии стоит пускать их в дело:
Пример работы кода:
В данном случае использовалась опция -n из предыдущей статьи о сравнении строк в Bash для проверки на наличие значения в переменной, которая считала параметр.
Обработка неизветсного числа параметров
Для начала рассмотрим один из часто используемых инструментов при работе с параметрами Bash — команду shift. Её прямое назначение заключается в сдвиге параметров на одну позицию влево. Таким образом, значение из переменной $3 переместится в $2, а из $2 — в $1. Но из $1 значение просто отбросится и не сместится в $0, так как там неизменно хранится название запущенной программы.
Эта команда является эффективным способом обработки всех параметров, переданных сценарию, особенно, когда нельзя заранее узнать их количество. Достаточно лишь обработать $1, сделать сдвиг и повторить процедуру.
Пример работы кода:
Этот скрипт выполняет цикл while, в условии которого указана проверка первого параметра на длину. И если она равна нулю, цикл прерывает свою работу. При положительном результате проверки команда shift сдвигает все параметры влево на одну позицию.
Ещё один вариант использование shift — смещать на несколько позиций. Для этого достаточно через пробел указать количество, на которое будет смещён ряд параметров скрипта.
Пример работы скрипта:
На заметку: при использовании shift нужно быть осторожным, ведь сдвинутые за пределы $1 параметры не восстанавливаются в период работы программы.
Обработка опций в Bash
Помимо параметров скрипт может принимать опции — значения, состоящие из одной буквы, перед которыми пишется дефис. Рассмотрим 3 метода работы с ними в скриптах. Сперва кажется, что при работе с опциями не должно возникать каких-либо сложностей. Они должны быть заданы после имени запускаемой программы, как и параметры. При необходимости можно сделать обработку опций командной строки по такому же принципу, как это делается с параметрами.
По примеру выше можно применять shift для обработки простых опций. С помощью инструкции case можно определять, являются ли аргументы Bash опциями:
Пример работы программы:
Блок case работает правильно вне зависимости от того, как расположены аргументы командной строки bash.